best antivirus adware removal

Как поговорить с детьми «про Это»

     Уважаемые родители, наверное, самый страшный вопрос, который мы ожидаем от своего ребенка — это вопрос «Откуда я взялся». Мы сразу теряемся, смущаемся, краснеем и придумываем массу отговорок, чтоб как можно более деликатно уйти от этой темы. Дети это тут же улавливают и догадываются: что-то они спросили не то. После этого, к сожалению, наш ребенок идет искать необходимую для него информацию на улицу, к друзьям, в интернет... Но, чаще всего, полученная таким образом информация является далеко не достоверной и приводит к тому, что уже во взрослом возрасте люди не знают элементарных физиологических особенностей, как своих, так и своего партнера, неправильно трактуют проявления своего взросления и своей сексуальности. К сожалению, мне, как практикующему врачу, очень часто приходится сталкиваться с проблемами в сексуальной жизни пар, которые возникли из-за отсутствия элементарных знаний в области интимной жизни. А сколько пар из-за этого распадается?.. Поэтому, наша задача, как родителей, помочь ребенку получить достоверную информацию об этой важной стороне нашей жизни. Давайте же разберемся, как правильно это сделать.

   Сексуальное здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезненных изменений в организме человека, могущих приводить к снижению сексуальной функции, это сложная система сексуальных взаимоотношений, обеспечивающая возможность оптимальной сексуальной адаптации к противоположному полу, сексуальной гармонии в соответствии с нормами социальной и личной морали.

   Половое развитие начинается, как известно, уже в утробе матери и продолжается до наступления половой зрелости. Оно происходит в двух тесно связанных между собой направлениях - психосексуальном и соматосексуальном.

   Соматополовое развитие (развитие наружных и внутренних половых органов) имеет определенную периодичность, которая характеризуется последовательным появлением вторичных половых признаков, формирующих облик зрелых мужчины и женщины.

   Психосексуальное развитие ребенка во многом определяется социально-психологическими воздействиями - воспитанием, взаимоотношениями с родителями, с другими детьми и т. д. Особенности психосексуального развития мужчины и женщины связаны с половыми различиями и поляризацией (разделением) мужской и женской ролей. Принято выделять следующие этапы развития и проявлений сексуальности:

   1. Дородовой (пренатальный) период, в который происходит дифференциация генов, половых органов и структур мозга, ответственных за половое поведение.

   2. От 1 года до 7 лет (парапубертатный период), когда ребенок осознает свою половую принадлежность и ее необратимость, т. е. формируется половое самосознание. В этом возрасте возникает любопытство, направленное на половые признаки.

   3. От 7 до 13 лет - препубертатный период, характеризующийся выработкой, в основном в играх, стереотипов и приобретением навыков полоролевого поведения - мальчики обычно избирают "военные" игры, девочки играют в куклы.

   4. Для пубертатного периода (12-18 лет) характерны платонические мечты и фантазии, ухаживание, платоническое общение, затем эротические фантазии, эротические ласки и игры - формирование платонического и эротического либидо.

   5. В переходный период (18-26 лет) фантазии приобретают сексуальный характер, наблюдаются первые сексуальные эксцессы - происходит формирование сексуального либидо.

   6. С 26 лет начинается период зрелой сексуальности, который представляет собой полосу условно-физиологического ритма, период регулярной половой жизни.

   Половое самосознание формируется в возрасте от1 года до 7 лет. Общение с матерью крайне необходимо ребенку с 6 мес до 3 лет, так как с привязанностью к матери закладывается основа правильных, доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Мать служит источником чувственной стимуляции (осязательной, температурной, звуковой, зрительной и т.д.), что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. В возрасте около 3 лет ребенок начинает проявлять любопытство, напрпвленное на различие форм тела мужчины и женщины, на половые органы, расматривает их, пытается выяснить, как появляются на свет дети. Семья — первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. От нее прежде всего зависит содержание полового воспитания — выработка у детей здорового и нравственного отношения к проблеме пола и сексуальности, обеспечивающего осознавание своих физиологических и психологических особенностей в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами. А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома...».

   Формирование стереотипа полоролевого поведения — выбор половой роли, соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. И в этом отношении огромное значение имеет пример родителей. Их правильное полоролевое поведение и черты характера во многом определяют формирование адекватной половой роли у детей. Известно, например, что при эмоционально сдержанной, требовательно-властной матери и ласковом, все разрешающем отце девочки часто обнаруживают маскулинное (т.е. характерное для мужчин), а мальчики — феминное (типичное для женщин) поведение. Процесс полоролевого обучения происходит в играх — дети играют в жениха и невесту, в дочки-матери, закреплению половой роли способствует и подбор игрушек: мальчикам — машины, пистолеты и игрушечные инструменты, девочкам — куклы, посуда и т.д. Половое воспитание в семье должно быть направлено на то, чтобы девочку воспитывать согласно принятым представлениям о женственности, а мальчика — как будущего мужчину, с определенным комплексом черт, свойств и качеств мужского поведения. Отношения родителей — одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться установка, что быть мужчиной — значит держать себя грубо. Дочь в той же семье привыкает думать, что замужество есть что-то тягостное, связывающее женщину, лишающее свободы и унижающее ее достоинство. Процитируем еще раз слова замечательного педагога А.С. Макаренко о значении примера родителей для воспитания культуры отношений: «Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления ласки и нежности, если все это происходит на глазах у детей, с первого года их жизни является самым могучим воспитательным фактором, возбуждает у детей внимание к серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной».

   Формирование психсексуальной ориентации, т.е. направленности полового влечения на представителей другого пола, обуславливает выбор объекта влечения, необходимый для его реализации.    На этом этапе воспитания ребенок должен получить правильную информацию (фаза выработки установки), а затем наступает и реализация (фаза научения и закрепления установки). Сексуальное просвещение заключается в соответствующей возрасту правильной и достаточно полной информации подростков, юношей и девушек в области психогигиены половой жизни. Бытует мнение, что половое воспитание сводится лишь к санитарно-гигиеническим знаниям, касающихся половой жизни человека, к разъяснению детям анатомических и физиологических различий полов. Подобное понимание крайне ограничено и односторонне. Половое воспитание и сексуальное просвещение должны помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери.

    Говоря о половом воспитании, необходимо отличать его от сексуального просвещения. Цель полового воспитания - сформировать у человека правильные психологические установки по отношению к противоположному полу; цель сексуального просвещения - дать правильную информацию о психогигиене половой жизни. Естественно, что вначале, уже с первых месяцев и лет жизни, проводится половое воспитание, а затем, по мере роста и развития ребенка (особенно в подростковом и юношеском возрасте)- его сексуальное просвещение. Комплексы в поведении и мифы, формируя определенные установки в отношении секса или партнера, могут способствовать созданию условий для развития нарушений сексуального здоровья. Формированию сексуальных комплексов и сексуальных психотравм, которые в последующем могут сказаться на сексуальном поведении, способствует неправильное воспитание. Наиболее частыми сексуальными психотравмами в детском возрасте являются следующие применяемые родителями меры или ситуации, которые могут в будущем обусловить отрицательное отношение к половой жизни:

1)     суровое наказание мальчика или девочки за детские сексуальные игры, сопровождаемое «объяснением», что подобные игры омерзительны;

2)     внушение детям, что половая жизнь греховна и отвратительна;

3)     ситуация, когда ребенок случайно увидит половой акт и истолкует его, как форму взаимного издевательства людей;

4)     испуг, который могут вызвать у неподготовленного ребенка физиологические проявления сексуальности — спонтанные эрекции, мастурбация, эротические сновидения, менструация.

   Перечисленные факторы могут стать причиной образования комплекса сексуальной неполноценности.

   Как же правильно вести разговор «про ЭТО» с ребенком?

1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - малышу захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Он воспримет только то, что сможет осознать в данный момент.

5. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь". Помните, что злость или шутки по поводу употребления непристойных слов чаще всего побуждают детей повторять их.

6. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения слов или словосочетаний, основанных на ассоциациях.

7. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым.

8. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

9. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что такое эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.

10. Расскажите о ВИЧ-инфекции и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка информацией о фатальном исходе ВИЧ-инфекции. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока сын или дочь достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет им пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое  ВИЧ-инфекция и как она передается.

11. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.

12. Расскажите ребенку о ложной и преувеличенной сексуальности, предлагаемой в порнографической продукции, а также об эксплуатации участников ее съемок.

13. Необходимо осветить искаженные представления об "идеальной" внешности и фигуре, создаваемые популярной коммерческой рекламой.

14. Также желательно выработать понимание того, что подросток не обязан проявлять сексуальную активность.

15. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например, вашему семейному врачу или сексологу, он поможет найти нужные сведения.

   В зависимости от возраста ребенка, информация, которую ему нужно предоставлять, безусловно, отличается. Но ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он еще маленький и ему пока не положено этого знать. Терпеливо объясняйте маленькому, как устроен мир, почему люди ведут себя так, а не иначе, что из чего получается. Ребенок имеет право на совершенно глупые вопросы. Но эти глупые вопросы вы должны воспринимать серьезно и стараться серьезно на них отвечать. Чем глупее вопрос и серьезнее ответ, тем лучше эффект. Вы приучите ребенка к тому, что он сможет всегда обо всем без стеснения спрашивать у вас.

Следовательно, в будущем он захочет с вами поделиться тем, что его волнует, будь то влюбленность, онанизм, первый половой акт. Расскажет и попросит вашего совета, и есть надежда, что прислушается к нему.

Четырехлетнему малышу на вопрос, откуда я взялся можно рассказать, что он появился у мамы в животе в виде маленькой точки, после того как папа и мама полюбили друг друга.

Шестилетнему ребенку уже можно рассказать подробнее о родах и процессе нахождения ребенка в утробе матери. Хорошо, когда в это время появляются домашние животные, например, хомячки или птицы. Тогда ребенок многое увидит сам. А задачей родителей будет объяснить, что рождение потомства стало возможным после того как он и она полюбили друг друга. Ребенок, у которого имеются домашние животные, как правило, спокойнее относится к вопросам, связанным с рождением детей, меньше комплексует и не воспринимает это как что-то нехорошее.

Ребенку 8-10 лет, при наличии интереса к теме, можно рассказать о физиологической стороне процесса. Можно подобрать специальную литературу, в которой информация подается в доступной форме в соответствии с возрастом ребенка. Но обязательно нужно говорить о том, что сексуальные отношения – это акт любви двух взрослых людей.

Подростковый возраст– время, когда интерес к этому вопросу появляется с новой силой. Часто его подстегивают «бушующие» в организме ребенка гормоны. Именно поэтому общаться с подростком «про это» особенно важно. Важно объяснить ему, что с ним происходит в физиологическом и эмоциональном плане, поговорить о его мыслях и ощущениях. Нужно рассказать, что сексом надо заниматься только с любимым человеком. Надо также говорить об угрозах беспорядочных половых связей и о том, как предохраняться.

   К сожалению, в одной статье невозможно полностью осветить всю суть данной проблемы, которая в настоящее время стала еще более сложной из-за того, что дети имеют практически неограниченный доступ к различной информации и нам часто приходится выступать не только в роли «информаторов», но и научится правильно опровергать ложную информацию, полученную нашими детьми. Но главное, что я хочу Вам сказать — постарайтесь как можно более искренно и доверительно общаться с Вашими детьми. Они всегда это чувствуют. Такое общение позволит Вам быть ближе к ребенку и в любой момент помочь ему и поддержать.

 

click fraud detection